Детские истерики. Что делать?

Детские истерики. Что делать?

«Дай пить!» — подбежал к матери маленький Саша. «Ты же уже пил с бабушкой чай…», — удивилась она. «Пиииить!» — застучал Саша игрушкой о стену. Мама ушла на кухню, вернулась с чашкой. Все это время ребенок стучал своей машинкой и требовал пить. Получив чашку, замер на миг-другой, а затем отшвырнул с криком «Не буду пить!». Мама рассердилась, у Саши началась истерика…

С детскими капризами приходится сталкиваться всем родителям. Они начинают проявляться у детей с двух-трехлетнего возраста, и порой вспыхивают совершенно внезапно, на фоне вполне благополучного, казалось бы, поведения ребенка. Столь резкое проявление детских капризов пугает многих родителей – насколько же они действительно опасны для психики ребенка?

По мнению психоаналитиков, оценить это можно, если тщательно проанализировать детское поведение. Если капризы проявляются с заметной регулярностью, становятся частыми, то это может оказаться признаком заболевания нервной системы: в таком случае ребенка стоит показать врачу-невропатологу. Если же ребенок очевидно здоров, и капризничает только с определенными людьми, то проблему стоит искать в семейных отношениях, в том, как реагируют родители на его поступки.

В этой статье мы собрали несколько советов детских психологов, которые должны помочь родителям в случаях проблемного поведения ребенка.

1. Родителям следует четко определить список разрешенных и запрещенных вещей, и всегда придерживаться однажды установленного запрета. Многим мамам не удается ничего придумать в сложной ситуации и они предпочитают уступить, лишь бы кричащий ребенок замолчал. Это опасный путь. Он ведет к тому, что негативные реакции детей закрепляются и усиливаются со временем.

2. Когда требование ребенка неразумно, вредно для него, то, как бы он ни кричал и ни плакал, его исполнять нельзя.

3. Оставлять капризничающего ребенка одного не стоит, но не нужно также ласкать и утешать его, пытаться поднимать с пола, несмотря на сопротивление. Занимайтесь своим делом, но держите малыша в поле зрения. Ребенок должен усвоить, что ситуация под контролем, но вы непреклонны в своем решении.

4. Наша жизнь подчинена принципу получения удовольствия. Поэтому при общении с ребенком как можно чаще используйте положительные стимулы за хорошее поведение – таким образом вы будете мотивировать ребенка на стремление к правильным поступкам. Чем больше желание совершать хорошее, тем меньше – плохое, это аксиома.

5. Поощряйте ребенка похвалой, ласковым голосом, совместной прогулкой, прочтите ему сказку, вместе сделайте аппликацию – родительское внимание является наиболее действенным способом установить контакт, часто гораздо более эффективным, чем подарки. Конечно, дарить ребенку подарки можно и нужно. Но лучше делать это, когда особенно хочется порадовать малыша. Подарок не должен становиться воплощением чувства вины или способом успокоения каприза.

6. Дети скорее разражаются плачем и криком, когда они устали, проголодались или чувствуют, что их торопят. Постарайтесь предвидеть такие моменты: не отправляйтесь в магазин за покупками, когда ваш ребенок проголодался. Если вам нужно быстро куда-то собраться, не предлагайте надеть одежду, которую ребенок не может терпеть.

7. Чаще предлагайте ребенку самостоятельный выбор, если у вас возникают разногласия. К примеру, ребенок не хочет надевать теплую вещь. Не повышайте голос, не пугайте наказанием. Лучше договориться: «Ты наденешь зимнюю, но сам выберешь красивый шарф, свитер, шапочку и т.д». Либо: «Хорошо, решай. Или ты надеваешь летнюю и остаешься дома один, или идешь гулять в зимней со мной».

8. Маленькие дети более склонны реагировать на просьбу родителей, подразумевающую действия, чем прислушаться к просьбе хорошо себя вести. Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет, попросите подойти к вам или найти для вас что-нибудь, либо дайте ему что-нибудь, чтобы он нес, вместо того, чтобы требовать прекратить крик.

9. Ребенок должен усвоить, что его поведению есть пределы. Скажите ему «Хотя ты и рассердился, нельзя кричать в магазине», чтобы он понимал, что есть ситуации, в которых каприз не допускается. Кроме того, ребенку часто бывает полезным объяснить последствия его поведения. Скажите, например: «Ты ведешь себя плохо, и мы не позволим этого. Если ты будешь продолжать, тебе придется уйти к себе в комнату, остаться без сладкого, без телевизора и т.п.».

10. Самые сложные для родителей моменты – это детские истерики в общественных местах. Главное в подобных случаях – вооружиться терпением и выдержкой и переждать вспышку аффекта, твердо и простыми словами объяснив ребенку, почему вы не будете выполнять его требование и не реагируя на «инструкции» посторонних. Когда аффект станет вялым, продолжайте свой путь в молчании, но в дальнейшем, убедившись, что ребенок успокоился, обсудите с ним происшедшее : «Что сегодня произошло, как надо было попросить». Объясните, что такими поступками он ничего никогда не добьется. Если начнется истерика, не поддавайтесь и не реагируйте на нее, дождитесь, когда ребенок успокоится и возобновит общение с вами. Нужно учить ребенка выражать свои желания приемлемым способом, объяснять, что криком получить требуемое невозможно, и своим поведением не закреплять у ребенка подобные манипуляции.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: