Родители, время от времени узнавая подробности положения дел своего ребенка в школе, иногда становятся лицом к лицу с неприятным фактом — ребенок практически не общается со своими одноклассниками. Иногда он сам с обидой жалуется: «Одноклассники совсем не общаются со мной, что не так?». Действительно, в чём тут дело — чрезмерная стеснительность, нервное расстройство, последствия плохого воспитания или особенность ребёнка? Попытаемся разобраться.
Психологам давно известно, что люди имеют разные темпераменты, разные характеры, привычки и склонности. Дети и подростки не исключение. Тем не менее человек — существо социальное, живет в обществе себе подобных, и потому задачей ведущих философов, педагогов и психологов последних нескольких веков было сгладить личностные противоречия между людьми, и позволить им конструктивно и продуктивно сосуществовать вместе на общее благо.
Школа в ее нынешнем виде была изобретена гуманистами девятнадцатого века, желавшими свести к минимуму классовые и национальные противоречия, существовавшие на тот момент, дать всем гражданам одинаковое базовое среднее образование.
В Российской Империи среднее образование было раздельным — мальчики и девочки не пересекались, наследники мещан и аристократов не пересекались с отпрысками крестьян и рабочих. Все могли жить отдельно в своих слабо пересекающихся мирах, и разница между уровнем образования детей была колоссальной.
С тех пор среднее образование прошло долгий путь к смешению, и нынче одноклассники вынуждены терпеть друг друга, дружить друг с другом, соперничать и конкурировать. Не каждый темперамент изначально настроен на столь постоянное и обильное общение с людьми, как того требует школа.
Все же, ходить в определенное здание пять-шесть дней в неделю и находится семь-восемь часов в контакте с людьми — утомительное занятие. Педагоги стараются повышать в детях усидчивость и способность к постоянному умственному и физическому труду, так как этого требует взрослая жизнь. Но не все к этому предрасположены, и потому в определенной степени многие дети в школе проходят через насильственную ломку своего характера.
Имея все это в виду, попробуем представить, как детская психика приспосабливается к этой обстановке. Очевидно, что наиболее приспособленными к таким условиям будут дети-экстраверты — общительные, активные, задиристые и физически развитые. Если при таких качествах у этих детей есть еще усидчивость и желание обрабатывать предлагаемый школой материал, они станут отличниками и хорошистами, будут неформальными лидерами в классе.
Если желания нет, и педагоги не смогут его привить, то такие ребята сбиваются в стайки троечников-хулиганов и сбрасывают излишек эмоций на более пассивных и спокойных ребят, часто негуманным образом.
Детям-интровертам — спокойным, неторопливым, малообщительным, необходимость постоянного хождения в школу может казаться мукой, даже если у них есть усидчивость и желание изучать науки.
Иногда родители устраивают таким детям обучение на дому, но в большинстве случаев для такого обучения нужна или подходящая медицинская справка, или материальная возможность оплачивать визиты репетиторов. Если же такой ребенок в учебное заведение все же ходит, то лучше бы ему быть физически развитым, иначе он рискует постоянно подвергаться нападкам и издевкам экстравертов.
Понятно, что общение у экстравертов складывается спонтанно, и часто носит иерархический характер. Мальчики-отличники чаще всего общаются с такими же, реже — с девочками-отличницами, еще реже — с хулиганами, и почти никогда со всеми остальными.
Мальчики-хулиганы — это наиболее общительная каста, т.к. им не только приходится постоянно поддерживать свой статус перед слабыми и замкнутыми мальчиками, как посредством тумаков и драк, так и показным ухаживанием за девочками, но и быть полезными для отличников в свете постоянно грядущих контрольных.
Физически слабые мальчики-троечники или хорошисты таким образом оказываются предоставлены сами себе, и если общаются, то преимущественно только с такими же. А так как по натуре они общаться не особо склонны, то нередки случаи полных одиночек в этой категории.
В женской части класса состязательность, как правило, не носит столь жесткого характера, как в мужской. И хотя известный советский фильм «Чучело» в героях имел девочку-изгоя, стать полным изгоем в классе девочке сложнее, чем мальчику, по той простой причине, что в среде девочек нет естественного слоя хулиганов, применяющих физическое насилие на регулярной основе.
Во многом это заслуга порицаемого сегодня «патриархального» мира, который порицает тягу к насилию в девочке намного сильнее, чем в мальчике. Педагоги советской закалки также не уделяли женским дракам много внимания, и относились к ним поверхностно.
В целом, расслоение в женской школьной среде основано либо на успеваемости, либо, после достижения полового созревания, на внешних данных. Последнее также является одним из факторов в степени общительности девочки. Начиная с седьмого-восьмого класса, подростки, сами считающие себя некрасивыми или признаваемые таковыми, реже ходят на школьные дискотеки и имеют ограниченный круг общения.
Исходя как из своего личного опыта, так и из этого анализа, родители могут задуматься — как облегчить социализацию ребенка, упростить его пребывание в школе и соответственно повысить успеваемость в учебе. Прежде всего, надо четко определить тип своего ребенка, его темперамент.
Любящая семья часто склонна закрывать глаза на недостатки чада, смотреть на него сквозь розовые очки и считать самым лучшим несмотря ни на что. На самом деле, честное признание недостатков может помочь начать работу над их исправлением, и облегчит взаимодействие с одноклассниками.
Мы очертили круг школьников, который имеет проблемы в общении с одноклассниками:
физические слабые мальчики, троечники или хорошисты;
некрасивые девочки, или признаваемые таковыми другими детьми;
двоечники и двоечницы, дети со слабой успеваемостью;
ребята с природной склонностью к замкнутости и уединению, домоседы.
В каждом случае, или комбинации из них, можно дать разные советы.
Если мальчик не имеет медицинских противопоказаний и является физически слабым по причине недостаточной активности — его можно отдать в спортивную секцию. Вид спорта в этом случае нужно выбрать аккуратно, т.к. цель — увеличить мышечную массу, улучшить осанку и дыхание, повысить самооценку.
Очевидно, что боевые искусства здесь не подходят, т.к. там такой мальчик будет чувствовать себя неуспешным по сравнению с имеющими все это изначально хулиганами. Здесь подойдут более щадящие, менее соревновательные виды спорта.
В случае с девочкой дело обстоит и легче, и тяжелее. С одной стороны, ученице с лишним весом можно и не худеть, а просто перестать оценивать себя глазами мальчика, не страдать от проблемы «что со мной не так».
С другой стороны, это не избавит ее от издевок одноклассников. На нашем сайте есть специальный раздел, посвященный теме здоровья и диет, с помощью этих статей такая школьница может привести себя в соответствие с общественными ожиданиями.
Для домоседов подойдет задушевная беседа, возможно, какое-то поощрение высокой посещаемости. Например, разрешение сидеть дома все выходные, в обмен на учебную неделю без прогулов.
Детям со слабой успеваемостью стоит помочь найти любимые предметы, и сконцентрировать на них все внимание, раз уж не получается охватить все и сразу. Эти предметы они смогут «обменивать» на те, которые не знают, в старой и неискоренимой системе списывания.
Родителям это наверняка вспоминается, когда вы общаетесь с бывшими одноклассниками. Подлатывая свои слабые стороны, каждый школьник может выйти из гетто социально порицаемой школьной группы, и начать полноценно общаться.
Добавить комментарий