В течение дня родители много раз употребляют слова «нет» и «нельзя» по отношению к детям. Но правильно ли это? К чему могут привести постоянные запреты и как запрещать правильно?
Правильное использование отрицательных слов в воспитании ребенка
Когда поступки детей, категорически недопустимы при любых условиях, тогда обязательно применимы слова «нет» и «нельзя». В ситуациях, при которых действия малыша опасны для окружающих людей и других живых существ, а также когда чадо может травмировать себя.
Нельзя постоянно давать категорические запреты по поводу и без. Причин для запрета, как было сказано выше, очень немного, а маме и папе запретить что-либо удобнее и проще, чем сделать что-нибудь вместе с ребенком. Бесконечные ограничения стопорят развитие ребенка, его природное любопытство, развитие и рост личности. Здоровый ребенок любопытен, ему нужно пересчитать зубы во рту кота, попробовать на вкус мамину помаду, вытащить вещи из шкафов. Большое количество ограничений мешает познанию, что в конечном итоге приводит к отсутствию интереса к внешнему миру.
Как снизить количество ситуаций, в которых нужно применять запреты?
Лучше предупредить ситуацию или событие, чем запретить детям в нем участвовать. Если выходить на прогулку после дождя, то надеть резиновые сапожки, а не мокасины, и тогда не придется отгонять ребенка от лужи. Поставить специальные заглушки в настенные розетки и лишить ребенка возможности совать в них пальцы. Если систематически говорить запрещающие слова, то их суть теряется. Это как если кушать красную икру на завтрак, обед и ужин, то она перестает быть деликатесом. «Нельзя» и «нет» не будут иметь волшебного действия, и ребенок просто перестанет их воспринимать как запрет. Для того чтобы слова имели силу, их нужно говорить редко и серьезно, без шуточных и ласкательных интонаций.
Самим родителям желательно предупреждать встречи их детей с запретами. Не стоит класть в досягаемости ребенка драгоценности, дорогие вещи, все, чем можно травмироваться, отравиться и порезаться. Например, вместо того чтобы говорить «нельзя хвататься за чашку, она горячая», можно поставить чашку так, чтобы ребенок до нее не дотянулся.
Стоит ли пояснять мотивацию ограничения?
Всегда стоит объяснять по какой причине то или иное действие производить запрещается, не нужно ограничиваться предложением «нельзя, ведь я так сказала», это ничего не объясняет. Это запрет без причины, а запретный плод всегда сладок. Два этих слова ущемляют свободу, что ребенок, как и взрослый воспринимает болезненно.
Очень важный момент состоит в том, что если что-либо нельзя ребенку, то это должно быть нельзя и всей семье. К примеру, если ребенку говорят, что нельзя есть конфеты не покушав плотно и тут же, через пару минут папа или мама кушают конфету – это нечестно и очень обидно. Почему ребенку нельзя, а взрослым можно. Запрещая что-либо желательно встать на место ребенка и вспомнить свое детство. Купить вкусные конфеты для ребенка можно на сайте candymaster.org.
Автор: Антон Ананьин
Добавить комментарий