Детские страхи – нормальный показатель психического развития. В них проявляется функция охраны, ведь страх оберегает и защищает малыша от риска. Да, от страха избавляться надо, но только тогда, когда он начинает мешать познавать окружающий мир, становится навязчивым, не дает спать. В младшем дошкольном возрасте страхи обусловлены эмоциями, носят переходящий, возрастной характер, в таком возрасте их можно победить.
Нормы возникновения страхов
Избавлять ребенка от возрастных страхов не стоит, они проявляются не интенсивно. Необходимо предоставить ему возможность преодолеть пугающие ситуации самостоятельно.
Родители должны смотреть на мир с оптимизмом, не передавать детям свои страхи, беспокойства переживания. Ребенок в процессе ознакомления с окружающим миром, учится от родителей эмоционально реагировать на те или иные ситуации и на объекты природы. Если мама боится собак, то и ребенок будет их бояться, реагируя испугом.
Важно научить ребенка испытывать отрицательные и положительные эмоции. Но в процессе игры и общения должны преобладать положительные эмоции. Можно поиграть в страхи, например, сразиться с лесным чудовищем, ребенок, несомненно, получит огромное удовольствие, победив его.
Все надо объяснять
Если вдруг ребенок резко испугался звука, необходимо сразу объяснить понятными и простыми словами, откуда появился этот звук, степень его опасности: «Дядя постучит и перестанет», «Труба немного погудит и прекратит».
С младшими школьниками общение проходит с научной точки зрения. Детям лучше сразу правильно объяснять, почему гремит гром, сверкает молния. А если родители проведут заранее познавательные знания, то и ребенок на эти явления природы не будет реагировать.
Основные правила, как отучить ребенка бояться
Если в семье растет боязливый малыш, не стоит самим создавать почву для появления страхов. В семье не должно быть ссор, скандалов и криков. Малыша стоит чаще брать на руки, говорить теплые и ласковые слова. Спокойная обстановка в доме и телесный контакт, снижают тревогу у ребенка.
Как только один из родителей заметил, что ребенок чего-то боится, следует немного понаблюдать за поведением и постараться поговорить на эту тему. Не стоит упрекать его. Фразы: «Не стыдно тебе бояться этого» или «Ты взрослый мальчик и боишься?», необходимо исключить. Эти и другие фразу ни за что не убедят ребенка не бояться этой ситуации, зато подорвут доверие к родителю и ребенок может замкнуться. Ко всем переживаниям, страданиям и тревогам необходимо отнестись серьезно и с уважением.
Ребенка надо потихонечку приучать к причине страха. Если страх – собака, не надо просить ее погладить и прикоснуться к ней. Лучше сводить ребенка в зоомагазин, позволить на расстоянии понаблюдать за разными животными, в том числе и за щенками. Это позволит постепенно привыкнуть к ним.
Можно предложить ребенку нарисовать свой страх или причину его. А мама или папа в свою очередь должны зарисовать это «чудище». Хотя можно ребенку намекнуть, что его «чудище» болеет и хочет кушать, ему одиноко. Ребенок должен почувствовать жалость к мнимому страху на бумаге, подружиться с ним, заботиться. Именно такое воссоединение со страхом и есть победа над ним.
Родители должны подбадривать своего малыша, не давить на него, а лишний раз подчеркивать достоинства и сильные стороны. Многие родители пытаются стимулировать своих детей опасными фразами: «Ты мямлик или кто?», или «Ты что девочка – нытик?». Все это может привести лишь к тому, уверенные и бесстрашные дети начнут тщательно скрывать свои страхи, которые постепенно перерастут в тяжелые фобии.
Добавить комментарий