Артикуляционная гимнастика является хорошим способом для достижения быстрого позитивного результата, если у ребенка в дошкольном возрасте были обнаружены несущественные нарушения в развитии речевой системы. Данная методика также считается отличной профилактикой формирования у детей искажений речи. В статье представлены несложные занятия, которые можно начать выполнять с крохой уже сейчас.
Зачем нужна гимнастика
Артикуляционная гимнастика для дошкольников — это программа общеукрепляющих занятий для тренировки органов, ответственных за выговаривание звуков. Комплекс подготовлен врачами-логопедами с целью помочь дошкольникам увеличить подвижность или скорректировать движение нижней челюсти, губ, мягкого нёба и языка, а также обучить детей правильному воспроизведению звуков. Искажение звукопроизношения преодолевается вследствие систематического выполнения ритмичных, целенаправленных движений органов речи.
Упражнения подготавливают артикуляционный или, как его еще называют, речевой аппарат малыша к воспроизведению даже самых труднопроизносимых звуков. Как результат, формирование правильной речи и звукопроизношения осуществляется более стремительно. Нередко гимнастика даёт детям возможность преодолеть даже сложные дефекты речи.
Но польза заключается не только в совершенствовании навыков речи. В процессе занятий ускоряется кровоток, лицевые мышцы укрепляются и приобретают гибкость. Известны разные комплексы движений — одни занятия нацелены на общеукрепляющую артикуляционную тренировку, другие помогают преодолеть проблемы дикции. В зависимости от способа выполнения движений гимнастику делят на два направления: статическое (нацелено на то, чтобы научить дошкольников удерживать мышцы лица в определенной позиции); динамическое (состоит из повторяющихся блоков движений для определенных групп речевого аппарата).
У детей дошкольной возрастной категории речь представляет собой ранимую функциональную систему, подверженную неблагоприятным воздействиям. Дефектом речи называют ситуацию, когда кроха не может выговорить и коверкает слова и фразы (расстройство тембра голоса и звукопроизношения, замедленная скорость речи, ускоренное и запутанное изложение мысли и т.п.). Выраженные недостатки дикции часто сказываются на психоэмоциональном самочувствии ребенка, мешают ему в общении со сверстниками. Негативным последствием может стать формирование особых индивидуальных качеств (нелюдимость, психологическая неустойчивость, чувство неуверенности). Кроме того, возможны сложности в овладении письмом и чтением, что снижает общую успеваемость. Чтобы у вашего ребенка не возникало подобных проблем, логопеды рекомендуют как можно раньше начать занятия артикуляционной гимнастикой.
Основные правила гимнастики Существуют определенные правила выполнения движений речевой тренировки, соблюдение которых может существенно повысить эффективность занятий: Важно, чтобы гимнастика выполнялась каждый день. Это позволит закрепить сформированные умения. Желательно проводить занятия 3-4 раза в день по 4-5 минут. Не стоит предлагать ребенку больше 2-3 упражений за раз. Дошкольники быстро устают, к тому же им сложно долго заострять на чём-либо внимание. Каждое упражнение необходимо повторять по 5-7 раз. Одна неподвижная позиция должна выполняться не больше 10-15 секунд. Взрослый должен помогать ребёнку, считая вслух до 10 или 15. При выборе упражнений следует придерживаться некоторой последовательности — начинать с простых движений, затем только переходить на сложные. Гимнастику желательно подавать в эмоциональной, красочной форме. Интересные игровые упражнения маленькие дети будут с радостью выполнять. Кроме того, они быстрее овладеют тонкостями мира звуков. Из проводимых двух или трёх движений новым может быть лишь одно, остальные предлагаются для отрабатывания и закрепления прошлого материала. Если же какое-либо движение ребёнку даётся с трудом — не вводите пока новых позиций. Лучше полностью повторить старый программу. Все занятия выполняются сидя, поскольку в такой позе тело крохи пребывает в свободном положении, руки и ноги расслаблены. Спину при этом нужно держать прямо. При работе над органами речи дети следуют примеру взрослого. Педагог должен сидеть напротив ребенка (лицом к нему). Чтобы ребенок мог самостоятельно следить за тем, насколько правильно он повторяет движения, ему нужно видеть своё лицо. Здесь на помощь приходит настольное зеркало с подсветкой или же небольшое ручное зеркало (примерно 9 на 12 см).
Норма речи и дефект До 3-4 лет физиологической нормой в речи считаются следующие нарушения в воспроизведении звуков: замещение звонких звуков глухими (например, вместо «зайка» ребенок говорит «сайка»); подмена звуков «к» и «г» на звуки «т» и «д» (вместо «капля» — «тапля», вместо «гусь» — «дусь»); смягченность (например, вместо «ножка» малыш произносит «носька», вместо «машинка» — «масинька»); отсутствие звука «р», его замена на звуки «л», «ль», «в», «й» (вместо «корова» — «каова», вместо «рот» — «от», вместо «рак» — «лак», вместо «ромашка» — «лямаска», вместо «рыба» — «йыба»); нарушено выговаривание шипящих звуков — они отсутствуют или заменяются (вместо «кошечка» — «косетька», вместо «лошадка» — «лосядка»); уменьшение длинных незнакомых слов (вместо «температура» — «ампитура»); смягченное воспроизведение звука «л», его замещение на «й» (вместо «колбаска» — «кальбаска», вместо «стул» — «стуй»); перегруппировка звуков или целых слогов (вместо «пылесос» — «пыселос»). отбрасывание сложных звуков в словах с несколькими согласными подряд (например, вместо «мальчик» — «мачик» и т.д.).
Приведенные выше физиологические искажения должны почти полностью исчезнуть к 4-5 годам. В том случае, когда проблема сохраняется, необходимо как можно скорее начать заниматься с дошкольником грамотной логопедической тренировкой.
Добавить комментарий