Когда родители узнают, что их ребёнок что-то украл — конфету в магазине, игрушку у друга или деньги из маминого кошелька, — первой реакцией обычно становится шок, стыд или гнев. «Где я допустил ошибку?» — спрашивают себя они. О том, почему дети воруют и как родителям реагировать на это, рассказали эксперты.
Причины, по которым ребёнок может взять чужое
Родителям бывает нелегко говорить на подобные темы, они постоянно оговариваются: «В нашей семье такого никогда не было!» Но не стоит впадать в отчаяние. Воровство, к сожалению, актуально для детей любых возрастов — и для подростков, и для младших школьников, и даже для малышей. Мотивы у детей в каждый период различны. Однако в подавляющем большинстве они не связаны с аморальностью или преступными наклонностями ребёнка:
3–6 лет. «Моё» и «чужое» — пока одно и то же. В этом возрасте дети ещё не до конца понимают границы собственности. Психолог Жан Пиаже подчёркивает, что малыши эгоцентричны по природе — они не различают «я хочу» и «я имею право». Воровство здесь не проступок, а этап развития.
7–12 лет. Потребность в признании. Школьник начинает сравнивать себя с другими. У одноклассников есть модные игрушки, а у него — нет. Желание быть как все может привести к тому, что ребёнок возьмёт чужое. В этом возрасте кражи часто связаны с нехваткой внимания, одобрения и безопасности.
13 лет и старше. У подростков воровство может быть способом выразить внутренний протест или даже справиться с тревогой. Нейропсихолог Лоуренс Стейнберг говорит о несогласованности в развитии мозга: эмоции работают на максимуме, а центр самоконтроля только формируется.
«Важно понимать, что детское воровство может быть вызвано не только желанием получить что-то материальное, но и психологическими проблемами. Если ребёнок чувствует себя одиноким, недооценённым, униженным или обиженным, это может привести к такому поведению».
Если обобщить причины детского воровства, то они будут следующими:
желание получить новые вещи или игрушки;
стремление к независимости и самостоятельности;
недостаток внимания и любви со стороны родителей;
желание доказать свою силу и авторитет среди сверстников;
негативное влияние сверстников или взрослых.
Отдельно следует сказать о клептомании. Она проявляется в виде бесцельных краж, которые совершаются исключительно ради эмоционального возбуждения. Это психическое отклонение, которое встречается не только среди взрослых, но и среди детей.
Что делать родителям, если ребёнок украл
«Первая реакция на кражу, совершённую собственным ребёнком, — это почти всегда ужас: «Он что, вор?!» Но важно понимать: ребёнок не становится «плохим» из-за одного поступка. Он подаёт сигнал. И задача родителя — услышать его, не разрушив при этом доверие».
Как надо себя вести, столкнувшись с детским воровством. Советы от Галины Шикиной:
Сохраняйте спокойствие. Ребёнку нужен взрослый, который сможет справиться с эмоциями и поддержать, продемонстрировать любовь, даже если его сын или дочь ошиблись.
Задавайте вопросы, а не выносите приговор. Спросите, чего он хотел этим добиться, на какую реакцию надеялся. Такие вопросы помогут ребёнку понять собственные мотивы и чувства.
Обсудите последствия, но в конструктивной форме. Объясните, что украденную вещь нужно обязательно вернуть, подумайте вместе, какие слова при этом сказать владельцу.
Разделяйте поступок и личность: вы не одобряете поступок, но верите, что ребёнок — хороший человек, просто он запутался.
Чего делать не следует:
Не клеймите ребёнка словами «вор», «бессовестный», «теперь я тебе не доверяю». Такие слова ранят, формируют чувство вины, что часто ведёт к повторным нарушениям — уже из протеста.
Не устраивайте публичный разнос. Даже если ситуация произошла при других людях, не ругайте ребёнка на глазах у всех.
Не используйте запугивание и угрозы. Фразы вроде «в следующий раз тебя заберёт полиция» могут напугать, но не научат ответственности.
Не игнорируйте случившееся. Даже если ребёнок маленький, важно обозначить границы допустимого.
«На мой взгляд, родителям нужно очень серьёзно поговорить, чтобы ребёнок понял пагубность произошедшего. А вот наказания — например, не купить что-то обещанное или отобрать имеющееся — не помогут. Это только вызовет раздражение, желание что-то в очередной раз продемонстрировать. Самое важное, я считаю, — это скрыть от невовлечённых людей случившееся. Сама эта необходимость сокрытия даст дополнительное осознание воровства как чего-то крайне постыдного и недопустимого».
Что делать, если другой ребёнок украл у вашего
Когда воровство происходит в школе, это может очень негативно повлиять на отношения маленького вора со сверстниками и их родителями, привести к его социальной изоляции и проблемам в общении. Всем участникам конфликта надо постараться, чтобы этого не произошло.
Татьяна Бутко: «Однако в случаях, когда воровство становится систематическим, учителя должны принять меры. Им следует поговорить с родителями, а если те не смогут решить проблему — обратиться в социальные службы».
Александр Снегуров считает: если чужой ребёнок что-то украл у ваших сына или дочки, не надо предавать этот инцидент широкой огласке:
«Можно обратиться к классному руководителю, можно поговорить с родителями того ребёнка. Главное — делать это без участия других лиц и, конечно, по возможности избежать привлечения сотрудников правоохранительных органов. Совсем не нужно, чтобы о случившемся узнали дети в классе. Публичные разносы — мол, вот этот мальчик украл у девочки пенал, да как же он посмел — тут неуместны. И ещё всегда надо помнить, что это очень деликатный вопрос, и совершенно недопустимо ошибиться, несправедливо обвинить кого-то».
Главное
Детское воровство — серьёзная проблема, которая требует внимания со стороны родителей. Её нельзя пускать на самотёк, но действовать нужно аккуратно, проявляя осмотрительность, не устраивая «публичную порку». Самое важное — понять причины такого поведения и, если за ним кроются психологические проблемы, постараться их решить, возможно, с помощью специалистов. Важно понимать, что ребёнок, совершивший проступок, нуждается в индивидуальной помощи и поддержке.
Добавить комментарий