Любые родители хотят видеть своего малыша здоровым, умным и успешным. Воспитание отношения к деньгам – важная и подчас трудная задача любящих взрослых. Ведь только от них зависит, будет ли ребенок, взрослея, удовлетворен своим материальным положением, научится ли зарабатывать и считать деньги, словом, будет ли он финансово благополучен.
На отношение человека к роли денег в своей жизни и на умение ими распоряжаться больше всего влияют две вещи. Это семейные установки и то, насколько рано он получил возможность потратить хоть какие-то суммы самостоятельно. Давайте посмотрим, как лучше всего научить маленького человека распоряжаться деньгами, чтобы он не чувствовал себя «принцем» или «нищим», а просто был уверен в себе.
Дети начинают понимать, что такое деньги, примерно в возрасте 4-5 лет. Можно затеять с малышом своеобразную игру: покажите ему разные монетки и купюры, объясните, что больше, что меньше. Когда пойдете в магазин, доверьте ему заплатить за покупки – протянуть деньги и взять чек. Кстати, его тоже можно потом «поизучать» вместе – какая покупка оказалась самой дорогой? А самой дешевой? Это поможет ребенку постепенно освоить эти понятия.
Чуть позже можно рассказать ему историю возникновения денег, конечно, на доступном уровне. Еще лучше, если удастся купить какую-нибудь книгу на эту тему с яркими запоминающимися иллюстрациями. Не забудем и про народные пословицы и поговорки. Расскажите малышу и про копейку, которая рубль бережет, и про скупого, который дважды платит.
Чтобы все это не осталось для ребенка лишь теорией, стоит подумать о возможности начать выделять для него карманные деньги. Это вовсе не баловство! Опыт самостоятельного распределения своих денег бесценен. Только таким образом можно научиться управлять финансами. Когда ваш малыш станет школьником, ему вполне можно будет выделять определенную сумму на расходы.
Однако, чтобы это действительно оказалось полезным уроком, нужно учесть следующее:
▪ Конкретный размер «пособия» лучше определить вместе с ребенком. Если он требует больше, чем вы можете выделить, надо спокойно объяснить ему, почему это нереально.
▪ Оговоренная сумма должна выделяться вами регулярно. Для маленьких детей пусть это будет раз в неделю, для подростков – раз в месяц.
▪ Взрослые не должны жестко контролировать расходы ребенка. Пусть он тратит теперь уже свои деньги так, как захочет сам. Лучше совершить ошибку и извлечь из нее урок, когда тебе 8, а не 18.
Многие дети хотят иметь копилку. Что ж, если у вашего малыша есть такое желание, то выберите для него самую красивую «свинку» и пусть копит на здоровье. Лучше, если она будет небольшой по размеру – иначе ждать придется слишком долго. И еще насчет копилок: сейчас многие из них имеют в донышке «пробку», которую можно открыть и взять часть денег. Так вот, лучше выбирать копилку без этого. Это противоречит «условиям игры»: крупная сумма как вознаграждение за терпение. Кстати, когда малыш подрастет – помните разговор про историю денег? – неплохо будет рассказать ему про основы банковского дела, счета и проценты.
Конечно, по мере взросления ребенка сумму его карманных денег необходимо увеличивать. Когда вы решите, что ему можно доверить немалые суммы и выделять их один раз в месяц «по-взрослому», выберите время и расскажите ему про планирование бюджета. Например, про то, что покупки можно разделить на три категории – каждодневные потребности (мороженое, жвачка, наклейки), краткосрочные траты (подарки, тетради) и долгосрочные. На покупки из последней категории можно копить не один месяц.
Лет с 14 ребенок вполне может зарабатывать самостоятельно. День, когда он впервые принесет домой заработанные самостоятельно деньги, должен стать в семье праздником. Не изымайте их в семейный бюджет, даже если ребенок настаивает на этом. Пусть он потратит их в свое удовольствие.
Многие родители колеблются, давать ли ребенку деньги за хорошие оценки. Лучше этого не делать. Учебная мотивация – довольно сложная структура, не разрушайте ее прямым материальным поощрением. Люди учатся, чтобы получить знания и навыки, которые потом дадут возможность самореализоваться и помогать другим людям. Однако вполне допустимо и даже желательно поощрить ребенка по итогам учебного года значительной для него суммой денег или ценным подарком. Не стоит «платить» и за выполнение каких-то домашних дел, даже не слишком приятных. В семье у каждого есть свои обязанности – вот и все! Ведь никто не платит маме за вкусный ужин, а папе – за починку утюга. Так и у младших членов семьи должны быть свои обязанности, например, уборка комнаты, оплачивать выполнение которых не нужно.
Итак, мы уже поняли, как важен для ребенка самостоятельный опыт управления пусть и небольшим, но своим бюджетом. Но не забудем и про второй фактор – убеждения, привитые с детства в родительском доме. Собственно, посоветовать тут можно только одно – не впадать в крайности. Даже если вы можете прямо сейчас купить хоть слона, не повторяйте без конца фраз, вроде «Мы можем позволить себе все». Невозможно предугадать, как сложится судьба малыша с такой установкой – ведь, к сожалению, гарантировать такое же благополучие ему не может никто.
И наоборот, если сейчас ваша семья не так богата, как хотелось бы, не твердите «Мы не можем себе этого позволить», «Это не для нас». У ребенка не должно быть чувства ущербности. В любом случае, не надо чересчур эмоционально демонстрировать крайнюю озабоченность финансовым положением семьи. В сложных ситуациях найдите возможность спокойно разъяснить ребенку, что происходит и каковы перспективы решения проблем.
Кроме того, на старших членах семьи лежит обязанность познакомить своего взрослеющего ребенка с таким явлением, как азартные игры. Конечно, не стоит бежать с 16-летним сыном в казино! Но чтобы столь популярные в последнее время залы игровых автоматов не стали запретным плодом, который всегда слаще, найдите время хотя бы рассказать про основные принципы «отъема денег у населения», на которых основана работа любого автомата или казино.
И, пожалуй, главное, что нужно объяснить малышу про деньги, – это то, что на них невозможно по-настоящему купить ни здоровье, ни любовь, ни дружбу.
Добавить комментарий