Личность ребёнка начинает формироваться с первых месяцев его жизни и зависит не только от физических данных и условий жизни малыша, но и от такой важной формы познания мира, как речь и общение.
Речь не является врождённым свойством человека, а передаётся от воспитателей (сначала членов семьи, затем друзей и учителей) и развивается, постепенно усложняясь. Обучить своё дитя речевым навыкам, раскрыть его потенциал общения и помочь овладеть родным языком — обязанность каждых родителей.
Развитие речи опирается на три главных компонента: органы речи, особенности психики и процесс обучения. И проблемы могут касаться каждого из них.
Нормальный ход формирования речи протекает с одинаковыми стадиями у всех детей, индивидуальные отличия могут быть во времени перехода от одной стадии к другой. Значительное отставание малыша в речи становится отчётливо заметно лишь к 3-4 годам, когда становится сложно скорректировать недостатки, так что чем раньше вы распознаете симптомы, тем легче будет справиться с проблемой.
В задержке речи малыша можно заподозрить не только по его ошибкам, но и по нежеланию общаться, признакам непонимания и отсутствию должной реакции на ваши слова. Для каждого возраста есть свои контрольные моменты.
Симптомами задержки речевого развития принято считать следующее:
отсутствие отклика на зов в возрасте 3 месяцев и старше;
ребёнок не проявляет интереса, когда слышит шум, музыку, речь рядом с собой;
в 4 месяца не освоены губные звуки — «б», «м», «п»;
в полгода малыш, кажется, не чувствует разницы в вашей интонации, не пытается повторить её;
годовалый ребёнок не пытается имитировать взрослую речь, ограничен односложными словами, зовёт мать только плачем;
в 2 года не отвечает на простой вопрос, не показывает названное ему слово на картинке;
в 3 года отсутствует фразовая речь, малыш понимает только односоставные команды (например, не понимает фразы «Возьми… и подай…»);
в 4 года не общается с другими людьми, так как понимает взрослую речь с трудом;
в 3-4 года речь ребёнка понимают только члены семьи, так как он говорит неразборчиво или неправильно употребляет слова.
Таким образом, ребёнок с возрастом должен осваивать речевые навыки в определённом темпе, отставание от которого более чем на три месяца считается критичным.
Задержка речевого развития у детей может быть вызвана разными причинами. Замедление темпа освоения речи в одних случаях легко исправить занятиями с логопедом, в других требуется вмешательство невропатолога и даже хирурга.
Невропатия, возникшая от родовой травмы или врождённого заболевания, должна лечиться под контролем специалиста. Прогнозы при раннем обнаружении болезни и адекватном лечении в целом благоприятные. Однако игнорировать проблему и затягивать с лечением нельзя.
Задержка психоречевого развития может быть признаком аутизма, в этом случае логопед не сможет оказать достаточную помощь. Обследование (консультация детского невропатолога, психолога, энцефалограмма и томограмма мозга) дадут достаточно информации, чтобы выявить дефект и принять меры.
Органы речи должны развиваться нормально. Молчание ребёнка или его неспособность освоить артикуляцию простых звуков даёт основания для осмотра на предмет дефектов полости рта, мягкого и твёрдого нёба, костного строения черепа, челюстей. Если такие дефекты отсутствуют, можно ограничиться занятиями в кабинете логопеда или домашним их вариантом.
Посещение логопеда и детского дефектолога крайне необходимо для диагностики, ведь только квалифицированным специалистом может быть выявлена задержка психического и речевого развития. Самая внимательная мать не в состоянии дать профессиональную оценку на уровне опытного врача.
Однако после обследования, получив рекомендации, продолжать заниматься с ребёнком можно и дома, хотя логопеды часто настаивают на посещении их кабинета для индивидуальных занятий.
Если вы решили своими силами устранить дефект речи своего малыша, вам потребуются некоторые методики, благодаря которым можно ускорить развитие речевого центра ребёнка.
Отличные результаты дают настольные игры для детей от 1 до 3 лет. Вам понадобится несколько наборов детского лото с красочными карточками, а вот буквы лучше отложить до 4-5 лет. Кубики с разнообразными простыми фигурами тоже пригодятся.
Для развития мелкой моторики приобретите один-два набора конструкторов (соответственно возрасту, без деталей, которые ребёнок может проглотить или засунуть в нос, ухо), маленькие кубики для постройки «замков», небольшие игрушки реально существующих животных и объектов (заяц, лисичка, гриб, ведёрко, автомобиль, самолёт).
Занимаясь по полчаса дважды в день, старайтесь заинтересовать ребёнка предметом, скажите название каждого, проверяйте, понял ли малыш, может ли он правильно указать на предмет по вашему вопросу.
Картинки из лото нужно складывать в разных последовательностях, неустанно проговаривая названия предметов, изображённых на них. Например, сегодня сложите лото по цветам, завтра — по формам, усложните задачу и научите ребёнка выбирать из карточек только картинки животных, естественно, с вашими подсказками.
Приготовьтесь к тому, что вам нужно будет много рассказывать. Обучение в этом возрасте не строится на догадках малыша, он не может «сообразить», что «медвежонок» и «зайчик» — это «животные». Даже если вы научите его этому слову, уровень абстракции малыша в 2-3 года не так высок.
Продолжайте называть и рассказывать о предметах, но не заставляйте ребёнка «вычислять» сложные для него вопросы.
Заниматься можно не только играми в слова.
Активизировать центр речи в левом полушарии можно с помощью специального массажа при задержке речевого развития:
массаж ладоней и пальчиков нужно проводить ежедневно в одно и то же время, около 10 минут;
растереть лёгкими движениями ладони;
растереть тыльную сторону кисти;
круговыми движениями размять запястные суставы;
быстро растереть каждый пальчик отдельно;
сгибать и разгибать четыре пальца руки и отдельно — противостоящий большой пальчик;
осторожно растягивать пальцы, наклоняя их к тыльной стороне кисти около 1 минуты;
хлопковый массаж по ладоням около 1 минуты;
поиграть с ребёнком, прося его ловить всеми пальчиками ваш палец, который нужно быстро отдёргивать и снова вкладывать в детскую ладошку.
Продолжать массаж нужно длительное время — полгода-год. Делайте перерывы, но не больше, чем на 2 дня. Настаивайте, если ребёнок не расположен к массажу, но не насилуйте в случае бурной негативной реакции.
Терпение детей слабо развито, поэтому идите на хитрость — маскируйте массаж под игру, делайте его во время прогулки, купания, пойте песенки вместе, просите малыша «помочь» вам, неважно в чём, главное, если он категорически не любит массаж рук, попытайтесь отвлечь его хотя бы разговором.
В крайнем случае откажитесь от массажа на время, чтобы ребёнок успел забыть, что же ему не нравилось, и продолжайте, как ни в чём не бывало. Массаж очень эффективен, постарайтесь приложить все усилия, чтобы этот метод вам подошёл!
Какой бы ни оказалась причина задержки, прилагайте все усилия, чтобы помочь своему ребёнку овладеть полными навыками речи, от вашего усердия зависит его будущее!
Добавить комментарий